Теория и реализация языков программирования

         

Программирование лексического анализа


Как уже отмечалось ранее, лексический анализатор (ЛА) может быть оформлен как подпрограмма. При обращении к ЛА, вырабатываются как минимум два результата: тип выбранной лексемы и ее значение (если оно есть).

Если ЛА сам формирует таблицы объектов, он выдает тип лексемы и указатель на соответствующий вход в таблице объектов. Если же ЛА не работает с таблицами объектов, он выдает тип лексемы, а ее значение передается, например, через некоторую глобальную переменную. Помимо значения лексемы, эта глобальная переменная может содержать некоторую дополнительную информацию: номер текущей строки, номер символа в строке и т.д. Эта информация может использоваться в различных целях, например, для диагностики.

В основе ЛА лежит диаграмма переходов соответствующего конечного автомата. Отдельная проблема здесь - анализ ключевых слов. Как правило, ключевые слова - это выделенные идентификаторы. Поэтому возможны два основных способа распознавания ключевых слов: либо очередная лексема сначала диагностируется на совпадение с каким-либо ключевым словом и в случае неуспеха делается попытка выделить лексему из какого-либо класса, либо, наоборот, после выборки лексемы идентификатора происходит обращение к таблице ключевых слов на предмет сравнения. Подробнее о механизмах поиска в таблицах будет сказано ниже (гл. "Организация таблиц символов "), здесь отметим только, что поиск ключевых слов может вестись либо в основной таблице имен и в этом случае в нее до начала работы ЛА загружаются ключевые слова, либо в отдельной таблице. При первом способе все ключевые слова непосредственно встраиваются в конечный автомат ЛА, во втором конечный автомат содержит только разбор идентификаторов.

В некоторых языках (например, ПЛ/1 или Фортран) ключевые слова могут использоваться в качестве обычных идентификаторов. В этом случае работа ЛА не может идти независимо от работы синтаксического анализатора. В Фортране возможны, например, следующие строки:

DO 10 I=1,25 DO 10 I=1.25

В первом случае строка - это заголовок цикла DO, во втором - оператор присваивания.
Поэтому, прежде чем можно будет выделить лексему, ЛА должен заглянуть довольно далеко. Еще сложнее дело в ПЛ/1. Здесь возможны такие операторы:

IF ELSE THEN ELSE = THEN, ELSE THEN = ELSE,

или

DECLARE (A1, A2, ... , AN)

и только в зависимости от того, что стоит после ")", можно определить, является ли DECLARE ключевым словом или идентификатором. Длина такой строки может быть сколь угодно большой и уже невозможно отделить фазу синтаксического анализа от фазы лексического анализа.

Рассмотрим несколько подробнее вопросы программирования ЛА. Основная операция ЛА, на которую уходит большая часть времени его работы - это взятие очередного символа и проверка на принадлежность его некоторому диапазону. Например, основной цикл при выборке числа в простейшем случае может выглядеть следующим образом:

while (Insym <='9' && Insym>='0') { ... }

Программу можно значительно улучшить следующим образом [5]. Пусть LETTER, DIGIT, BLANK - элементы перечислимого типа. Введем массив map, входами которого будут символы, значениями - типы символов. Инициализируем массив map следующим образом:

map['a']=LETTER, ........ map['z']=LETTER, map['0']=DIGIT, ........ map['9']=DIGIT, map[' ']=BLANK, ........

Тогда приведенный цикл примет следующую форму:

while (map[Insym]==DIGIT) { ... }

Выделение ключевых слов может осуществляться после выделения идентификаторов. ЛА работает быстрее, если ключевые слова выделяются непосредственно.

Для этого строится конечный автомат, описывающий множество ключевых слов. На рис. 3.17 приведен фрагмент такого автомата.

Рассмотрим пример программирования этого конечного автомата на языке Си, приведенный в [17]:


Рис. 3.17. 

........ case 'i': if (cp[0]=='f' &&!(map[cp[2]] & (DIGIT | LETTER))) {cp++, return IF,} if (cp[0]=='n' && cp[1]=='t' &&!(map[cp] & (DIGIT | LETTER))) {cp+=2, return INT,} { обработка идентификатора } ........

Здесь cp - указатель текущего символа. В массиве map классы символов кодируются битами.



Поскольку ЛА анализирует каждый символ входного потока, его скорость существенно зависит от скорости выборки очередного символа входного потока. В свою очередь, эта скорость во многом определяется схемой буферизации. Рассмотрим возможные эффективные схемы буферизации.


Рис. 3.18. 

Будем использовать буфер, состоящий из двух одинаковых частей длины N (рис. 3.18, а), где N - размер блока обмена (например, 1024, 2048 и т.д.). Чтобы не читать каждый символ отдельно, в каждую из половин буфера поочередно одной командой чтения считывается N символов. Если на входе осталось меньше N символов, в буфер помещается специальный символ (eof). На буфер указывают два указателя: продвижение и начало. Между указателями размещается текущая лексема. Вначале они оба указывают на первый символ выделяемой лексемы. Один из них, продвижение, продвигается вперед, пока не будет выделена лексема, и устанавливается на ее конец. После обработки лексемы оба указателя устанавливаются на символ, следующий за лексемой. Если указатель продвижение переходит середину буфера, правая половина заполняется новыми N символами. Если указатель продвижение переходит правую границу буфера, левая половина заполняется N символами и указатель продвижение устанавливается на начало буфера.

При каждом продвижении указателя необходимо проверять, не достигли ли мы границы одной из половин буфера. Для всех символов, кроме лежащих в конце половин буфера, требуются две проверки. Число проверок можно свести к одной, если в конце каждой половины поместить дополнительный _сторожевойї символ, в качестве которого логично взять eof (рис. 3.18, б).

В этом случае почти для всех символов делается единственная проверка на совпадение с eof и только в случае совпадения нужно дополнительно проверить, достигли ли мы середины или правого конца.


Содержание раздела