Синергетика 2, Cинергетика 3 или Эволюционная кибернетика


Богатство идей или сила математических методов - часть 2


Во-вторых, известен ряд интересных кибернетических моделей (некоторые из них уже были отмечены выше, раздел 2). В нашей стране такие модели активно разрабатывались в 60-70-х годах. В качестве примеров можно привести: 1) математические модели автоматов М.Л.Цетлина, способных адекватно приспосабливаться к простым изменениям внешней среды [33] , 2) компьютерную модель "Животное", демонстрирующую адаптивное поведение кибернетического объекта с несколькими потребностями в искусственной (плоскость, разбитая на клетки) среде, разработанную под руководством талантливого кибернетика М.М.Бонгарда [34]. Популярный обзор кибернетических моделей 50-70-х годов содержится в [32].

К заделу можно отнести также интенсивные исследования последних лет по теории нейронных сетей. Однако, насколько известно автору, нейросетевые модели еще практически не использовались для интерпретации наиболее интересных, "интеллектуальных" свойств.

Где же можно ожидать наибольшую результативность биокибернетического моделирования? По-видимому, наиболее интересно было бы промоделировать процесс формирования новых знаний при адаптивном поведении животных. Сформулируем общие требования к достаточно универсальной модели поведения, формализуя общие особенности функциональной системы по П.К.Анохину [27]. Для определенности будем считать, что рассматривается животное с развитой нервной системой, скажем, млекопитающее.

Модель поведения могла бы характеризовать следующие свойства системы управления поведением животных:

- целенаправленность, связанную с необходимостью удовлетворения потребностей животного;

- мотивацию, задающую предпосылки (например, обусловленные потребностями) для формирования цели;

- доминантность [15], обеспечивающую мобилизацию ресурсов животного на достижение приоритетной цели, в том числе мобилизацию интеллектуальных ресурсов (концентрацию внимания);

- распознавание ситуации;

- "планирование" действий;

- прогноз результата действия (с использованием "базы знаний", содержащейся в памяти животного);




Начало  Назад  Вперед