Синергетика 2, Cинергетика 3 или Эволюционная кибернетика


Богатство идей или сила математических методов - часть 3


- моделирование самого целенаправленного действия;

- оценку результата действия;

- сопоставление прогноза и результата;

- поиск нужного решения и корректировку базы знаний (в случае рассогласования прогноза и результата).

Максимально упрощая модель, перечисленные свойства нетрудно реализовать в виде компьютерной программы. Например, в программе "Животное" [32,34] можно выявить практически все перечисленные особенности данной модели. Однако очерченная модель поведения имеет большой потенциал для серьезного развития. Наметим вопросы, задающие направления развития:

1) Какова могла бы быть иерархия памяти в базе знаний? Естественно предположить существование постоянной (генетической, передаваемой по наследству) памяти (памяти инстинктов), долговременной памяти, в которую записывались бы надежно выработанные приобретенные навыки, и кратковременной памяти, в которую записывались бы промежуточные результаты, формируемые в процессе выработки приобретаемых навыков. Каковы приоритеты использования того или иного вида памяти? В каком виде могут записываться данные в память? Как производится сжатие информации при записи в память?

2) Какова детальная структура данных в базе знаний, как в нее включаются категории, понятия и отдельные образы? Можно ли ее рассматривать, как семантическую сеть, включающую образы объектов, объединенные в сеть смысловыми связями (аналогичную семантическим сетям в разработках искусственного интеллекта [36])? Можно ли ввести "синтаксис", характеризующий структуру базы данных?

3) Каковы программы поведения, основанные на базе знаний? Как они формируются в процессе обучения? Какова степень параллелизма обработки информационных данных в процессе формирования программ [37]? Какова информационная роль инстинктов при организации программ целенаправленного поведения [38]?

4) Как видоизменяется целенаправленное поведение в процессе взросления животного? Какова роль любопытства, игр в процессе пополнения баз знаний? Какова роль родителей животного, передающих потомкам накопленный опыт поколений.




Начало  Назад  Вперед