Почему люди участвуют в безнадежных проектах?
В предыдущем разделе шла речь о том, что организации начинают и/или допускают существование безнадежных проектов по вполне определенным причинам. Мы можем с ними соглашаться или не соглашаться, можем сочувствовать тем, кого постиг неожиданный кризис, но, в конце концов, должны принять их безоговорочно.
Однако это вовсе не означает, что мы как индивидуумы обязаны лично участвовать в безнадежных проектах. В своей книге я в основном исхожу из предположения, что вы будете участвовать в безнадежном проекте, хотя в дальнейшем я советую в определенных обстоятельствах отказаться от участия. И в большинстве случаев это лучше всего сделать в самом начале проекта. Когда вам говорят, что вас решили включить в такой проект в качестве менеджера или технического специалиста, следовало бы ответить: «Благодарю покорно! Я лучше постою в стороне». Если же для вашей внутрикорпоративной культуры такой ответ неприемлем, вы почти всегда оставляете за собой право сказать: «Благодарю покорно! Я лучше уволюсь».
Очевидно, некоторые разработчики и, вероятно, еще в большей степени менеджеры возразят, что такой вариант им практически не подходит. Далее мы вкратце поговорим на эту тему, а сейчас важно отметить, что это одна из нескольких возможных «негативных» причин участия в безнадежном проекте; в этом нет ничего особенно хорошего, но, возможно, альтернативы еще хуже.
С другой стороны, некоторые разработчики (и менеджеры) с радостью соглашаются участвовать в таких проектах; спрашивается, почему же (не считая наивных оптимистов) нормальный здравомыслящий человек добровольно соглашается участвовать в проекте, где ему, скорее всего, придется работать 14 часов в день, 7 дней в неделю и год или два без отпуска?
Наиболее распространенные причины приведены в табл. 1.2, ниже они будут подробно обсуждаться.
Таблица 1.2 Причины участия в безнадежных проектах
Риск высок, но вознаграждение тоже
|
Синдром покорителей Эвереста
|
Удовольствие «вкалывать» среди других таких же энтузиастов
|
Наивность и оптимизм молодости
|
Альтернатива - безработица
|
Возможность будущей карьеры
|
Альтернатива - банкротство или прочие разные бедствия
|
Возможность победить бюрократию
|
Месть
|
<
/p>
Этот список далеко не полон. Kevin Huigens на одном из недавних совещаний предложил своей проектной команде устроить небольшой мозговой штурм, в ходе которого они попытались ответить на три моих вопроса:
1. Почему трезвомыслящие люди соглашаются участвовать в безнадежном проекте?
2. Если ваш коллега собирается стать менеджером безнадежного проекта, что бы вы посоветовали ему сделать?
3. Наоборот, что бы вы посоветовали ему не делать ни при каких обстоятельствах?
В результате были получены следующие ответы:
1. На первый вопрос:
· каждый хочет быть нужным;
· ожидаемые возможности;
· ожидаемые доходы;
· не могу позволить себе потерять работу;
· приглашение со стороны возглавить проект;
· желание преодолеть недоверие к себе;
· возможность поработать с новой технологией, невзирая на возможный провал проекта;
· обучение новой технологии в процессе работы;
· вечный оптимизм;
· вызов;
· явная глупость;
· шанс самоутвердиться;
· работу надо выполнять;
· это всего лишь проект;
· мой друг руководит проектом;
· мой брат руководит проектом (это еще важнее, чем друг);
· мой босс сказал, что так надо;
· я не мыслю себе другой жизни;
· лучшего дела не существует;
· получение дивидендов по акциям;
· ожидание повышения зарплаты по сравнению с имеющейся;
· любовь слепа;
· формирование послужного списка;
· безразличие;
· чувство товарищества;
· ожидание, что проект продлится недолго.
2. На второй вопрос:
· оставь меня в покое;
· спасайся!
· будь внимателен;
· спроси: «Что я буду с этого иметь?»;
· перед началом проекта как следует отдохни;
· убедись, что можно полностью доверять всем своим сотрудникам;
· помни, что разработчики тебе не враги, враги - менеджеры;
· общение, общение и еще раз общение;
· не раздувай проектную команду;
· нанимай молодых специалистов;
· береги свою команду;
· сделай так, чтобы к началу тестирования план тестирования был уже готов;
· сделай так, чтобы каждый хорошо понимал, чем он занимается;
· поддерживай документацию в актуальном состоянии;
· каждый должен иметь доступ к документации;
· проводи регулярно еженедельные совещания для обсуждения хода разработки;
· проводи совещания ежедневно;
· держи под рукой побольше хорошего кофе;
· команда всегда должна быть в хорошем настроении;
· обеспечь команду всем необходимым.
3. На третий вопрос:
· не планируй бракосочетание;
· не оставляй проблем, за которые непонятно кто отвечает;
· не позволяй слишком беспечно относиться к внесению изменений в проект;
· не думай, что первая версия будет и последней;
· не раздражайся и не злись;
· не теряй самообладания;
· не позволяй другим терять самообладание;
· не принимай слишком близко к сердцу успех или неудачу проекта;
· не слишком полагайся только на одного человека из команды;
· не относись слишком несерьезно к распределению ресурсов;
· не думай, что команда способна понять весь проект в целом;
· если тебе что-то непонятно, не бойся спрашивать;
· не начинай проект сам;
· не начинай проект, если не хватает финансов для его завершения;
· не соглашайся на нереальные сроки;
· не бойся уйти из проекта, если видишь, что руководство ведет себя неразумно;
· не будь слишком строг к низкооплачиваемым сотрудникам;
· не затягивай совещания больше, чем на 1,5 часа;
· не забывай о личной жизни;
· не бойся требовать от руководства то, что тебе необходимо;
· не бойся начальства;
· не забывай обновлять свой послужной список;
· не молись на так называемых экспертов;
· не забывай, что руководство ничего не смыслит в разработке ПО.
Естественно, все сказанное предполагает, что вы заранее знаете о безнадежности проекта.
Как отмечает эксперт Dave Kleist, это не так просто, когда вас интервьюируют по поводу новой работы:
... вряд ли можно где-нибудь увидеть объявление о найме для участия в безнадежном проекте. Какой смысл спрашивать: «Хотите ли вы работать сверхурочно без какой-либо прибавки к зарплате?»... На самом деле, безнадежные проекты редко объявляются таковыми во всеуслышание, и вам придется достаточно долго проработать в нанявшей вас компании, прежде чем удастся обнаружить, что она обладает склонностью плодить безнадежные проекты.
И, как отмечает Steve Benting (отвечая на те же три вопроса), иногда приходится сталкиваться с неприятными сюрпризами:
1. Первое время проект кажется довольно хорошо продуманным. У проекта есть лидер, есть реально заинтересованное лицо в руководстве, план выглядит достаточно солидным, а участники проекта - достаточно квалифицированными. В таком проекте действительно хочется работать. Но в один прекрасный момент все летит кувырком, потому что руководство увлеклось политическими играми, план основывался, как оказалось, на неверных предпосылках, и один или два ключевых разработчика вдруг закапризничали. Как ни старайся, невозможно полностью застраховаться от ошибок. Не хочется верить, что такое может повториться сначала. (Лично я участвовал в одном крупном проекте, но он закончился весьма неудачно. Срок завершения был перенесен с октября 1994 г. на март 1995 г. Я работал над планом действий в непредвиденных ситуациях до самого конца и ушел вслед за большинством участников проекта в январе 1995 г. Новая система так до сих пор и не разработана. В настоящий момент компания пытается приобрести другую систему, которая не обладает и половиной требуемой первоначально функциональности.)
2. Я бы посоветовал как можно более внимательно относиться к участникам своей команды. Выставляйте их с работы в пятницу вечером и старайтесь дать им возможность нормально высыпаться. (Если месяцами работать по шесть дней в неделю и по двенадцать часов в день, то большинство разработчиков в конце концов либо уволится, либо наделает кучу ошибок.) Как бы ни шла работа, всегда заботьтесь о своих людях.Кроме того, постарайтесь сделать оплату их труда как можно более приличной. Кардинально это дела не изменит, но, по крайней мере, поможет сохранить команду в целости.
3. Не позволяйте кому-либо, помимо вас, серьезно вмешиваться в дела ваших сотрудников и обращаться к ним с различными просьбами, отвлекающими их от работы. Это не значит, что вы сами не должны оказывать на них никакого давления, но ситуация должна быть под вашим контролем, если хотите, чтобы дела в команде шли нормально.
Содержание раздела