Немного о кибернетике (II)



             

Кибернетика и философия - часть 10


В этом заключается большая опасность.

Далее, наши машины нуждаются в программах. Эти программы могут, правда, быть составлены другими машинами, однако для этих машин программу должен опять-таки составить человек. Данную мысль можно продолжить – это означает, что подвижна сама граница между машиной и организмом, и ответ на вопрос, какой сложности могут быть построены машины, даст только опыт.

Но вернемся к дням сегодняшним.

Поскольку  возникло понятие «умнее», нужно к нему приглядеться подробнее. Оставим в стороне шутки, рекламные выкрики и стиль популярных телепередач для массового зрителя. Наверное, имеет смысл применить термин «умный» к чему-то, что может с той или иной степенью совершенства решать интеллектуальные задачи. Владимир Львович Арлазаров, доктор технических наук и один из создателей первых советских шахматных программ (который говорит о себе как о человеке, который «всю жизнь имел дело с искусственным интеллектом»), определяет «интеллектуальность» задачи следующим образом[1]:

Как я уже говорил, широко обсуждалось, может ли машина мыслить. Однако совершенно ясно, что если речь идет о программистах, о людях, которые имеют дело не с философией, а с реальным компьютером, то вопрос не в том, может ли машина принципиально что-то делать, а в поиске примеров того, где машины решают интеллектуальные задачи, причем такие, которые доступны и человеку в его интеллектуальной деятельности. Грань здесь, конечно, не четкая. Но понятно, что если человек множит 20-­значные числа, то он при этом не имеет дело с глубоко интеллектуальной задачей, поскольку для ее выполнения очень легко найти тривиальный алгоритм, который известен каждому школьнику. А вот те задачи, где совершенно ясно, что никакого априорного алгоритма у человека нет, а он тем не менее хорошо их решает, мы и будем называть интеллектуальными. Первым претендентом на роль таких задач являются игры, по той простой причине, что, по крайней мере, правила четко сформулированы. Задача чрезвычайно трудная, а правила игры сформулировать легко, и тем самым легко определить и функции машины.




Содержание  Назад  Вперед