Предтечи кибернетики в древней Индии



             

Предтечи кибернетики в древней Индии - стр. 10


Для этого не нужно прибегать к теоретико-вероятностному языку, здесь достаточно владеть языком исчисления бесконечно малых. На этом же языке разрешается и парадокс Зенона о движении, гласящий, что движущейся стрелы нет там, где ее нет, и нет там, где она есть. Иначе обстоит дело с высказываниями о всеобщей изменчивости в Древней Индии. Горящая свеча прежде всего остается тем, что она есть, – на нашем современном языке это значит, что можно говорить о математическом ожидании для процессов, связанных с горением свечи; далее говорится, что свеча в то же время непрерывно изменяется, – это значит, что здесь надо вводить представление о случайном процессе, одним из параметров которого будет математическое ожидание. Индийские и греческие представления об изменчивости переводятся различным образом на наш язык, или, точнее, здесь приходится привлекать два разных языка: один раз – язык дифференциального исчисления, другой раз – язык теоретико-вероятностных представлений. Однако в явном виде понятие вероятности не было сформулировано индийской философией.

Если мы будем достаточно строго следовать вероятностному миропониманию, то все функциональные зависимости европейской науки в физике, химии, биологии – все они некорректны, их все надо было бы записать в виде случайных процессов, но этого еще никто не умеет сделать. Не потому ли в странах буддийского мировоззрения не могла развиться наука детерминистических связей? Но в то же время европейское детерминистическое мировоззрение дошло до какого-то рубежа, где пришлось признать правомерность и, более того, даже необходимость вероятностных представлений о мире.

Вероятностная модель может быть построена не только для описания внешнего мира, но также и для описания нашего внутреннего мира – нашего мышления, о котором мы можем судить, подвергая анализу структуру нашего языка. Этот вопрос мы рассмотрим в следующей главе.

III. Вероятностная структура языка

Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои!



Содержание  Назад  Вперед