Предтечи кибернетики в древней Индии



             

Предтечи кибернетики в древней Индии - стр. 3


3. Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, чтó нáчало быть.

4. В Нем была жизнь…” [2].

Это, конечно, не ответ на вопрос о том, что есть информация. Здесь только очень глубокая постановка вопроса о роли слова – информации в возникновении мира и в мироздании. Слово, понимаемое здесь в более широком смысле, чем это принято сейчас, отождествляется с Богом. Нам сейчас даже трудно оценить всю глубину такой постановки задачи: понятие Бога потеряло теперь свое прежнее всеобъемлющее значение. Сейчас мы можем только сказать, что древний мыслитель понимал роль информации в устройстве мира и отдавал себе отчет в том, что определить это понятие так же трудно, как определить, что такое Бог в системе глубоких религиозных представлений древности. Ему пришлось ограничиться операционной характеристикой, показав, какова роль информации в мироздании.

Сейчас мы не можем дать сколько-нибудь приемлемого определения того, что такое информация. Вот несколько примеров, иллюстрирующих тщетность современных попыток определения и разъяснения смысла слова “информация”.

“Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления и приспосабливания к нему наших чувств” [3, с.31].

“Информация... одно из свойств предметов, явлений, процессов объективной действительности, созданных человеком управляющих машин, заключающееся в способности воспринимать внутреннее состояние и воздействия окружающей среды и сохранять определенное время результаты его; передавать сведения о внутреннем состоянии и накопленные данные другим предметам, явлениям, процессам” [4, с.182].

“Информация – объективное содержание связи между взаимодействующими материальными объектами, проявляющееся в изменении состояний этих объектов” [5, с.55].

Вряд ли нужно сопровождать эти определения обстоятельными критическими замечаниями, – из последнего определения, например, следует, что теорема, доказанная в математике и где-то зафиксированная, сама по себе еще не есть информация, ибо в том документе, где записана теорема, еще нет взаимодействующих материальных объектов; музыкальное произведение тоже не будет информацией.


Содержание  Назад  Вперед