Предтечи кибернетики в древней Индии



             

Предтечи кибернетики в древней Индии - стр. 4


И уж совсем странно говорить об объективном характере музыкальной информации. Бессилие наше здесь очевидно.

Единственное, что мы сейчас можем сделать, – это поговорить о той роли, которую играет информация в задачах управления, познания, развития науки, общества, биосферы. Этот разговор стал возможным и даже необходимым лишь после того, как было создано представление о системе. Система есть такая категория нашего суждения, которая приобретает смысл только тогда, когда возникает вопрос об анализе нетривиальных методов управления. Исследование процессов управления естественно дальше сводится к анализу информационных потоков в системе. Традиционная наука восемнадцатого и девятнадцатого веков имела дело только с тривиальными методами управления, подчиняющимися строгим детерминистическим законам (например, движение планет подчиняется просто законам Кеплера), и роль информации была забыта, представление об информации как о некоторой самостоятельной категории было излишним в системе строго детерминистических воззрений.

Но приведенный выше пример из Евангелия – это только фрагмент. У нас нет оснований утверждать, что философские представления раннего христианства были действительно связаны с тем кругом идей, на которых сейчас базируется кибернетика. Но вот что поразительно: если мы обратимся к системе философских представлений древней Индии, особенно к раннему буддизму – великой попытке “сделать религию из философии”, с отсутствием всякой богословской тенденции и отвращением к метафизическому мировоззрению, попытке, “смелость которой нам трудно в должной мере оценить” [1,1, с.304], – то здесь вся система взглядов необычайно похожа на то, что мы видим сейчас в кибернетике. Не повторяем ли мы тот же цикл мышления, но только теперь уже на базе современных научных представлений, используя все то, что было накоплено наукой за два-три века детерминистического пути ее развития?

II. Вероятностная модель мира

Кибернетику мы воспринимаем сейчас как новое мировоззрение и полагаем, что она должна создать новое направление в развитии науки.


Содержание  Назад  Вперед