Быть может, научное управление обществом
Быть может, научное управление обществом также должно носить характер адаптационной оптимизации?
Но вернемся теперь к мировоззрению Древней Индии. Оказывается, еще две с половиной тысячи лет тому назад индийская философия стала обсуждать проблему, связанную с противопоставлением причинности вероятностному подходу, – проблему, которая в европейской науке серьезно возникла только в XX веке. В философской литературе Древней Индии очень большое место уделяется критике доминирующей роли логической причинности в процессе познания или осмысливания абсолюта (подробнее об этом см. в [8]). Особенно интересен трактат Нарояны о буддийской относительности. Чтобы дать хотя бы некоторое представление о его аргументации, приведем один афоризм из первой главы этого трактата, переведенной в [8]:
“ХП. Предполагая, что из этих причин появилось
То, что никогда не существовало в них,
Вне этих причин
Почему это не появится тогда?”
На современном нам языке это утверждение будет звучать примерно так: “
...Дедуктивное мышление предполагает, что из исходных постулатов логическим путем можно вывести только то, что в них содержится, и если это так, то в чем их эвристическая сила? Если бы из постулатов можно было вывести что-то, что в них не содержится, то почему это нельзя вывести и из чего-то вне их?..”1
Философия Древней Индии, с одной стороны, провозгласила концепцию кармы – всеобщей очень жесткой взаимосвязи (подробнее о карме см. в главе 4), с другой стороны, концепцию всеобщей непрерывной изменчивости. В нашей терминологии, карма – это концепция причинности, всеобщая изменчивость – это случайный процесс, задаваемый вероятностными моделями. Сейчас мы остановимся только на концепции изменчивости.
Все существующее, в представлении буддизма, есть не столько сущее, сколько процесс производящего само себя и уничтожающегося бытия. Все виды бытия всегда пребывают в изменении, представляют собой непрерывный ряд исчезновений и созиданий.
Содержание Назад Вперед
Forekc.ru
Рефераты, дипломы, курсовые, выпускные и квалификационные работы, диссертации, учебники, учебные пособия, лекции, методические пособия и рекомендации, программы и курсы обучения, публикации из профильных изданий