Предтечи кибернетики в древней Индии



             

Предтечи кибернетики в древней Индии - стр. 9


Вот, например, какой отрывок из буддийских текстов приводит по этому поводу известный буддолог Г.Ольденберг [9]:

“Этот мир держится на двойственности, на том, что “это существует” или “это не существует”. Но для того, кто поистине и мудро созерцает, как все зарождается в мире, для того в этом мире нет никакого: “Это не существует”. Для того, кто созерцает, как все уничтожается и проходит в мире, нет никакого: “Это существует”. “Все существует” – это одна крайность, “все не существует” – это другая крайность. Совершенный, оставаясь вдали от обеих крайностей, находясь в середине, возвестил истину”.

Особенно интересен следующий фрагмент из диалога Милинды и Нагасены2, цитируемый нами по упомянутой выше книге Г.Ольденберга [9]:

Нагасена: “Если человек зажжет свечку, то прогорит ли она целую ночь?”

Милинда: “Да, она прогорит целую ночь”.

Нагасена: “Но тождественно ли, великий царь, пламя в первую ночную стражу с пламенем в среднюю ночную стражу?”

Милинда: “Нет”.

Нагасена: “Стало быть, великий царь, свеча в первую ночную стражу была одна, в среднюю другая, а в последнюю третья?”

Милинда: “Нет, она прогорела всю ночь, так как пламя было привязано к одному и тому же веществу”.

Нагасена: “Точно так же, – заключает Нагасена, – смыкается цепь элементов человека (Dharma), один появляется, другой исчезает, потому-то это не есть один и тот же человек, но и не другой человек”.

Как все это напоминает наши современные представления о случайном процессе! Как напоминает разговор о свече наше рассуждение о неконтролируемом изменении технологического процесса, когда мы пытаемся обосновать необходимость использования стратегии адаптационной оптимизации!

Хочется обратить внимание на то, что древнеиндийское учение о всеобщей изменчивости семантически гораздо ближе к теоретико-вероятностному подходу, чем учение о диалектике в Древней Греции. Знаменитое высказывание Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, требует от нас только умения выразить представление о том, что за любой сколь угодно малый промежуток времени происходит перемещение массы воды.


Содержание  Назад  Вперед