Цифровая обработка
ВВЕДЕНИЕ
Многие отрасли техники, имеющие отношение к получению, обработке, хранению и передаче информации, в значительной степени ориентируются в настоящее время на развитие систем, в которых информация имеет характер изображений. Изображение, которое можно рассматривать как двумерный сигнал, является значительно более емким носителем информации, чем обычный одномерный (временной) сигнал. Вместе с тем, решение научных и инженерных задач при работе с визуальными данными требует особых усилий, опирающихся на знание специфических методов, поскольку традиционная идеология одномерных сигналов и систем мало пригодна в этих случаях. В особой мере это проявляется при создании новых типов информационных систем, решающих такие проблемы, которые до сих пор в науке и технике не решались, и которые решаются сейчас благодаря использованию информации визуального характера.
В связи с этим, в вузовских программах появляются дисциплины, направленные на изучение принципов обработки изображений, причем, приоритетное внимание уделяется цифровым методам, привлекательным своей гибкостью. Отсутствие учебной литературы является сильным препятствием данному изучению, что и побудило авторов к написанию пособия. Следует отметить, что ограниченный объем не позволил охватить многие важные аспекты проблемы цифровой обработки изображений. Авторы пособия, читающие курс цифровой обработки изображений в НГТУ и НГУ, исходили из своих представлений о важности тех или иных разделов, а также опирались на многолетний научно-исследовательский и педагогический опыт.
Работа над пособием распределилась следующим образом. Глава 1 написана совместно И.С. Грузманом и А.А. Спектором, главы 2 и 3 - А.А. Спектором, глава 4 - И.С. Грузманом, глава 5 - В.С. Киричуком и Г.И. Перетягиным, глава 6 - В.С. Киричуком и В.П. Косых. При подготовке пособия авторы использовали известные издания в области цифровых методов обработки изображений, а также имеющиеся у них представления об аналогичных дисциплинах, присутствующих в учебных планах ряда высших учебных заведений страны.