Успех применения метода эластичной сети для решении задачи коммивояжера был оценен Фаватой и Уолкером, понявшими, что в нем, по сути, используется отображение двумерного распределения городов на одномерный кольцевого маршрута (Favata & Walker, 1991). Поскольку в наиболее общем виде такой подход был сформулирован Кохоненом, то использование его самоорганизующихся карт для оптимизации оказалось вполне естественным. Сеть Кохонена позволяет обеспечить выполнение условия, которому должен удовлетворять хороший маршрут в задаче коммивояжера: близкие города на плоскости должны быть отображены на близкие в одномерном маршруте.
Алгоритм решения задачи следует из оригинальной схемы Кохонена, в которую вносятся лишь небольшие изменения. Используется сеть, состоящая из двух одномерных слоев нейронов (т.е. содержащая лишь один слой синаптических весов). Входной слой состоит из трех нейронов, а выходной - из N (по числу городов). Каждый нейрон входного слоя связан с каждым выходным нейроном. Все связи вначале инициируются случайными значениями. Для каждого города входной 3-мерный вектор формируется из двух его координат на плоскости, а третья компонента вектора представляет из себя нормирующий параметр, вычисляемый так, чтобы все входные вектора имели одинаковую Евклидову длину и никакие два вектора не были бы коллинеарны. Это эквивалентно рассмотрению двумерных координат городов, как проекций трехмерных векторов, лежащих на сфере. Обозначим через
Алгоритм формирования маршрута формулируется следующим образом. Выбираются значения для параметра усиления