Программированное обучение



             

Программированное обучение - часть 11


1. Товарищ Рудина по университету.

2. Друг студенческих лет Лаврецкого.

3. Второстепенный герой романа «Накануне».

4. Последователь Базарова в романе «Отцы и дети».

Чем заканчивается драма А.П. Чехова «Три сестры»?

1. Беседой трех сестер о смысле жизни, о будущем.

2. Дуэлью барона Тузенбаха с Соленым.

3. Отъездом доктора Астрова.

4. Прощанием Вершинина с Машей.

Разумеется, к каждому экзамену по определенному разделу историко-литературного курса заготовить 250-300 такого рода билетов (из расчета 10-15 билетов-вопросов на каждое крупное произведение). Студенту предлагается «тянуть» на выбор 5-6 билетов-вопросов. Наиболее целесообразно, как показал опыт, проводить экзамен без представления возможности студенту уходить в другой конец аудитории для обдумывания, ибо там появляется искушение посовещаться с товарищем, если даже тот сидит в 2-3 метрах, обменяться билетами, сделать «для друзей» еле заметные пометки ногтем, карандашом, чернилами и т.д. Поэтому лучше всего сажать студента за свой стол и дать ему возможность здесь же, без всякого орудия письма, обдумать ответы. Длительность обдумывания также может быть включена в оценку ответов. Допустимо приглашение к столу, с некоторым интервалом, двух-трех студентов: первый, взяв билеты, садится думать, через минуту вызывается следующий, затем – третий, в это время, через три-четыре минуты, первый уже подготовится к ответу, опрашивается, приглашается следующий и т.д. Машина-экзаменатор для историко-литературного курса, запрограммированного по вышеуказанной системе, окажется громоздкой. Если присоединить сигналы ко всем четырем ответам, включая и правильный, то для 250 вопросов-билетов потребуется пульт в 1000 лампочек.

Впрочем, если отводы от правильных ответов подвести к верхнему (или любому крайнему) ряду лампочек, а 2-я, 3-я, 4-я по счету лампочки будут сигнализировать о неправильном ответе, и если каждый комплект лампочек, соответствующий данному билету, снабдить выключателем, чтобы после ответов каждого студента пульт снова сделать темным, то ориентировка не будет трудной ни для студента, ни для преподавателя, которого вполне можно заменить при таком пульте лаборантом.

Однако пора уже приступать к более сложным формам контроля, когда студент может представить не только цифры альтернативных ответов, но и позитивно содержательный текст, например, рассказать сюжетно-композиционную схему романа.

Критика и семиотика. 7/2004. Оглавление

Виртуальная кафедра


Содержание  Назад