Программированное обучение



             

Программированное обучение - часть 2


Многовековой опыт педагогики выработал различные приемы интенсификации обучения и контролирования внимательности учащегося: наглядные пособия, разрядка и оживление аудитории, внимательное слежение за рассеянными, чтобы в любой момент можно было заставить ученика повторить только что сказанное и т.д.

И все-таки, когда у учителя 20-30-40 учеников, то каким бы он мастером своего дела ни был, он не в состоянии непрерывно поддерживать обратную связь со всеми учениками. Еще большие трудности возникают в высшей школе, где профессор часто имеет перед собой 150-200 слушателей. А контролировать их он будет лишь четыре месяца спустя на зачете или экзамене. Система консультаций и коллоквиумов – лишь паллиатив, сокращающий срок проверки до 3-4 недель вместо 3-4 месяцев, но никак не стимулирующий обратную связь на каждой лекции. Единственный способ проверки – психологический опыт и талант лектора, наблюдение за физиономиями слушателей в процессе лекции.

При этом важно учитывать еще один фактор: различия учеников. Один усваивает материал быстро, но неглубоко, для глубокого усвоения ему нужно повторное прочтение или прослушивание; другой усваивает и быстро, и глубоко; третий – слишком медленно; ему нужно спокойно разобраться, вернуться к прежним разделам курса и т.д. Затем – каждый человек имеет разные способности, каждый человек имеет свои любимые способы усвоения учебного материала (например, один предпочитает читать материал в книге, другой – слушать учителя или товарища и т.д.). Разумеется, учитель не может урок или лекцию ориентировать сразу на всех учащихся. Даже если предположить, что он хорошо знает характеры и способности своих учеников, то он все равно не сможет удовлетворить всех одновременно. Чаще всего происходит некое усреднение учебного процесса, ориентировка на среднего ученика, чтобы ни одна «крайность» какого-либо учащегося не отстояла слишком далеко от этого центра, чтобы информация была доступна всем и «приноровление» «крайних» к содержанию и ритму информации было относительно безболезненно. Естественно, без такого «приноровления» никак не обойтись, и в результате могут всегда возникнуть изъяны и пробелы в получении информации, если только приноравливающийся ученик потеряет охоту к «подстройке». Это может относиться и к сильным учащимся, и к слабым, и к эмоционально возбудимым, и к спокойным, к чрезмерно внимательным и к чрезмерно рассеянным.

Как же преодолеть все эти недостатки традиционного обучения? Дать каждому ученику по учителю, чтобы тот непрерывно контролировал усвоение? Но это невозможно ни по экономическим соображениям, ни по социально-педагогическим: вряд ли нужно доказывать насущную необходимость, потребность коллектива для формирования мировоззрения, характера учащегося. Применять «ланкастерскую» систему, т.е. разбивать учащихся на пары с целью взаимного обучения и взаимопроверки? Но никогда учащийся не сможет по своему опыту и квалификации заменить учителя. Впрочем, в небольших дозах оба способа (учитель-ученик и взаимообучение двух учеников) издавна применяются в традиционном обучении: репетиторство, назначение учителем лучших учеников в качестве репетиторов или контролеров, предэкзаменационное объединение двух-трех учащихся для совместного повторения материала и т.д.

Программированное обучение в значительной степени должно ликвидировать основные изъяны традиционных систем. Интенсифицировать усвоение материала, дать возможность каждому учащемуся работать в своем собственном методе и темпе, а главное – усилить обратные связи, усилить обратные связи, усилить контроль учителя над учеником.

Недаром в течение последних 10-15 лет во всем мире бурно развиваются различные школы и методы программированного обучения; оно проникает ныне и в среднюю, и в высшую школу, охватив почти все точные и естественнонаучные дисциплины, проникает в гуманитарию, особенно в лингвистику. Литературоведение пока остается в стороне, но – хочется думать – именно бурное развитие программированного обучения в ближайшее время заставит литературоведов изменить свое отношение к кибернетике, заставит обратиться к точным методам науки. Прежде всего, наверное, к программированному обучению высшая школа, а на основании ее опыта будут созданы учебники и для средней школы.

Прежде чем перейти к рассмотрению областей литературоведения, подлежащих программированию, и к изложению самих методов литературоведческого программирования, остановимся на общих принципах программированного обучения.

Каждый учащийся получает свое рабочее место и снабжается – индивидуально – учебным материалом. Материал расположен в учебнике ( в книге, в блоке схем, в блоке учебных листов, карт и т.п.) в определенной последовательности, а – главное – определенными порциями, шагами информации.

Соотношение порций информации может быть линейным и разветвленным. При линейной системе каждый следующий шаг логически вытекает из предыдущего, и весь материал учебника развивается цепевидно, шаг за шагом, по схеме

А => Б => В => Г => Д

Из-за логической последовательности материала невозможно «перепрыгнуть» через какие-либо разделы, все шаги обязательны для всех учащихся, и речь может идти лишь о более быстром или о более медленном усвоении материала.

Любой вариант программированного обучения связан с контролем. На больших отрезках учебного материала от этого контроля освобождается учитель, а контроль передается учебнику;  точнее, ученик узнает из учебника же, правильно ли он понял смысл разделов, правильно ли решил задачи и т.д. Для этого каждый шаг информации содержит какой-либо контрольный вопрос (задачу, упражнение), стимулирующий активность учащегося. Ответы располагаются на обороте страницы или в правой стороне страницы (тогда при чтении необходимо закрывать эту часть непрозрачным листом). При линейной системе шаги информации делаются настолько незначительными, настолько легко усваиваемыми, что не предполагается возможность непонимания и необходимость дополнительного разъяснения, самое большее, на что рассчитывают авторы программы, это – на повторное прочтение учащимся того шага, где решение учащегося не сошлось с ответом.

Как видно, линейная система мало чем отличается – в принципе – от обычного школьного (или вузовского) учебника, содержащего «линейный», логически детерминированный материал и перемежающего информативные разделы с контрольными вопросами и задачами. Разница заключается лишь в том, что программированный учебник разбит на «шаги», и каждый малый шаг, несколько строк информации, содержит уже контрольные вопросы и задачи.

Разветвленная система предполагает возможные остановки, разъяснения, добавочный материал. Эти ветви оказываются факультативными, необязательными: ученик, хорошо освоивший содержание определенного шага, может и не касаться добавочного материала, а двигаться дальше по основной магистрали.

Схематически разветвленная система программированного обучения выглядит так:  




Содержание  Назад  Вперед