Программированное обучение



             

Программированное обучение - часть 5


Вот пример программированного линейного анализа начала чеховского рассказа «Дом с мезонином». Каждый кадр заканчивается вопросом, ответ на который содержится на обороте кадра (страницы).

КАДР 1

Начинается рассказ с краткого описания личности помещика Белокурова, первоначально, с ходу воспринимаемого как очень деятельного, полного движения; все четыре глагола динамичны: «вставал», «ходил», «пил», «жаловался».

Вопрос:

А почему «первоначально»? Разве на самом деле Белокуров не деятелен?

ОБОРОТ КАДРА 1.

При внимательном чтении заметна ирония Чехова, деятельность Белокурова оказывается пустой: между ранним вставанием и вечерним питием пива Белокуров лишь ходит «в поддевке» и «жалуется».

КАДР 2.

Затем следует краткая характеристика рассказчика. После  внешне деятельных черт Белокурова контрастно выглядит безделье художника: «спал» и «раскладывал пасьянс». Во втором абзаце бесцельность существования, пока ничем не мотивированная («обреченный судьбой»), еще больше подчеркнута. Постепенно соотнесенность повествователя с Белокуровым ослабевает, благодаря монологу, самораскрытию рассказчика, и далее на прогулку он отправляется один.

Вопрос:

Почему употреблены термины «рассказчик», «повествователь»? Если речь идет от первого лица, то нельзя ли заменить «рассказчика» на понятия «автор», «А.П. Чехов»?

ОБОРОТ КАДРА 2.

В реалистическом рассказе, как правило, автор создает особый, отличный от себя образ героя (даже если он говорит от первого лица), поэтому лучше пользоваться терминами «рассказчик», «повествователь», а не «автор». Художник не тождествен автору, а некоторые его черты (особенно праздность) чужды Чехову; лишь отдельные мысли героя созвучны чеховским идеям.

КАДР 3.

После первых двух абзацев,  представляющих экспозицию с многократностью происходящего, в первой главе следуют три конкретных эпизода, ступенчато сближающих героя с семьей Волчаниновых.




Содержание  Назад  Вперед