Программированное обучение



             

Программированное обучение - часть 6


Эпизод первый – прогулки художника, забредшего в незнакомую усадьбу. Описание парка, дома, пруда как будто бы развивает тему старости, сопутствующие в самом начале описанию и дома Белокурова («старый барский дом», «старые амосовские печи»).

Вопрос:

Почему «как будто бы»? Подумайте, есть ли различие в «старости» усадьбы Волчаниновых и дома Белокурова?

ОБОРОТ КАДРА 3.

Да, различия значительные. Во-первых, старость усадьбы Волчаниновых сопряжена с чистыми и красивыми тонами («мрачная красивая аллея», «яркий золотой свет», «переливал радугой», «белый дом», «зеленые ивы»), в то время как усадьба Белокурова совершенно бесцветна (нет ни одного цветового эпитета!); во-вторых, старость сопряжена с естественностью увядания: толстый слой еловых игл на земле, паутина, «запустение» (а у Белокурова неестественно, что хозяин живет во флигеле, а не в доме, неестественно, что в «громадном зале» с десятью большими окнами единственная мебель – диван и стол); в-третьих, старость у Волчаниновых окружена прочностью: «каменные ворота», «старинные крепкие ворота со львами» охраняют усадьбу (а при описании дома Белокурова была подчеркнута его непрочность: «дом дрожал и, казалось, трескался на части»). Обратите внимание, что страницу спустя после первого описания усадьбы Волчаниновых появится еще одна антиномия: уютность дома с мезонином и неуютность усадьбы Белокурова.

КАДР 4.

Важно подчеркнуть, что атрибуты дома Белокурова (бесцветность, неестественность, непрочность, неуютность) будут всплывать время от времени в дальнейшем повествовании и приобретать несколько иное звучание; для усадьбы же Волчаниновых доминантой станут прочные ворота, как бы отталкивающие и задерживающие проникновение из парка в дом другого признака – увядания, запустения, в данном контексте выступающего как антоним прочности и вносящего в относительно цельный мир напряженность, потенциальную возможность распада (также как далее будут врываться в усадьбу разрушительные события внешнего мира; обратите внимание, что несколькими строками ниже рассматриваемого эпизода Лида будет рассказывать о пожаре в селе, о несчастных крестьянах, оставшихся без крова; такие контрасты будут в рассказе постоянно усиливать напряженность и «релятивировать», делать весьма относительной прочность усадьбы). Но это – в дальнейшем, а пока, после описания дома Белокурова, усадьба Волчаниновых выгодно отличается от него целым рядом контрастных признаков.

Вопрос:

Можно ли, сравнивая описание усадеб, определить субъективное отношение к ним художника?

ОБОРОТ КАДРА 4.

Несомненно. Ведь все эпитеты при описании усадеб принадлежат художнику, рассказчику; уже в самом отказе от цветового изображения дома Белокурова заключается как бы неприязнь к нему. Кроме того, в данном эпизоде (описание усадьбы Волчаниновых) Чехов прямо указывает на субъективную близость художнику картины («очарование чего-то родного, очень знакомого», как будто бы виденного» в детстве»). Тем самым Чехов отталкивает своего героя от усадьбы Белокурова и приближает его к дому с мезонином, недаром далее следует его встреча с сестрами Волчаниновыми.

КАДР 5.

Встреча художника с сестрами состоялась у белых прочных ворот. Дается превосходное сопоставительное описание двух сестер глазами художника, который – с помощью Чехова – не только живописует внешний облик девушек, но и вкратце характеризует их психологически.

Вопрос:

В чем сходство и отличие сестер, по описанию художника? Отдает ли художник этическое предпочтение какой-либо одной сестре?




Содержание  Назад  Вперед