Программированное обучение



             

Программированное обучение - часть 7


ОБОРОТ КАДРА 5.

Сходство сестер, в описании художника (тонкость, бледность), лишь оттеняет различие: Лида – упрямство, строгость, на рассказчика «едва обратила внимание», а Женя – удивление, конфуз; Лида подчеркнуто неконтактна, строга, очевидно – со сжатыми губами («маленький упрямый рот»), Женя вся открыта миру и пришельцу («большой рот», «большие глаза»); Лида сознательно прячет свои чувства, а Женя не умеет скрывать эмоции.

Однако художник не оказывает пока этическое предпочтение какой-либо из сестер, он их обеих причислил к «милым» и «знакомым».

КАДР 6.

Художник сопоставил и тут же отделил сестер друг от друга. Заметьте, что при этом соблюдается иерархия: описывается вначале более трудный, более скрытый образ) и дальше описание несколько раз будет идти в том же порядке, пока, наконец, Женя не победит Лиду). Начиная с первой встречи, с четвертого абзаца первой главы, герой рассказа и две сестры Волчаниновых образуют сложный психологический треугольник, который может быть осмыслен лишь при учете всех трех персонажей вместе.

Вопрос:

Однако следующий эпизод нарушает это единство: вместо триады «художник и сестры» возникает триада «художник, Белокуров и Лида». Не можете ли вы объяснить причину такой неожиданной «замены»?

Весь программированный текст анализа «Дома с мезонином» состоит из 45 кадров (т.е. 45 «шагов» объяснительного текста, заканчивающихся вопросами, и 45 ответов, т.е. дополнительных разъяснений к «шагу»). Монографический анализ произведения, особенно когда он ведется как бы от имени читателя, следующего за текстом поступательно, страница за страницей, пожалуй, более целесообразно строить по линейной схеме. Впрочем, и здесь возможен разветвленный принцип: «шаг» может заканчиваться вопросом, предполагающим 2-3-4 или более альтернативных ответа, здесь же, ниже вопроса, расположенных; при каждом ответе тогда содержится отсылка к соответствующей странице текста, где дается разъяснение и следует новая отсылка.

Ввиду того, что анализ художественного текста, как говорилось, предполагает не всегда однозначный ответ, то – в отличие от программирования теоретико-литературного курса – в историко-литературном тексте при разветвленной схеме возможны несколько, так сказать, правильных ответов, т.е. составитель программы не должен нормативно навязывать студенту свое собственное решение проблемы, а воистину обязан в разъяснительных кадрах, к которым учащийся отсылается при выборе ответа, наметить основные решения, которые, возможно, будут каждое само по себе содержать зерно, определенный аспект истины. Студент тогда после чтения всех решений или остановится на одном из них, или отвергнет все, предложив свой собственный ответ, или составит свое мнение из «мозаики» некоторых предложенных решений.

Иногда будет более целесообразным предлагать историко-литературный материал комплексно, комбинируя линейную и разветвленную программы.

Одно из главных достоинств программированного обучения – контроль (самоконтроль и контроль преподавателя), достаточно часто содержащий в себе так называемое положительное подкрепление, т.е. сигнал, сообщающий о положительной оценке, о правильности пути или решения, изображенного учащимся. Самоконтроль в программированном обучении осуществляется непрерывно, ибо между системами «ученик» и «учебник» в каждом шаге осуществляется обратная связь: ученик после каждого шага задумывается над вопросом (вопросами) и затем или получает положительное подкрепление, когда он сам правильно ответил на вопрос, или, в случае неправильного ответа, познает истину в дополнительном разъяснении.

Каковы же формы контроля преподавателя за усвоением материала учеником? Здесь возможны различные варианты. Наиболее простой способ достаточно близок к традиционной билетной форме зачета или экзамена, но в нем использован прием разветвленного программирования. После прохождения определенной главы или раздела курса «Введение в литературоведение» студенты экзаменуются следующим образом. Они «тянут» билет, который включает не только вопрос, но и серию ответов, из которых лишь какой-то один правильный. Вот образцы таких билетов:

ЧТО ТАКОЕ МЕТАФОРА?

Укажите правильный и исчерпывающий ответ:

1. Это троп; одно слово (или фраза) заменяется другим (другой фразой) по принципу сходства между ними.




Содержание  Назад  Вперед