Программированное обучение



             

Программированное обучение - часть 9


3. -   -

4. U  U

Студент должен, после обдумывания, коротко ответить, имея в виду правильный пункт: «первый», «третий» и т.п. Читатель, наверное, обратил внимание, что в трех последних билетах ответ предполагается единственным, в первом же билете добавлено: «укажите правильный и исчерпывающий ответ». Дело в том, что бывает полезным вводить в число возможных ответов ответ не исчерпывающий, который не раскрывает всех сторон термина. Таковым в вопросе о метафоре является второй ответ.

Иногда целесообразно приводить не альтернативные ответы, а несколько элементов, из выбора которых составляется правильный ответ. Например:

Укажите компоненты, которые необходимы для отнесения стихотворения к силлабической системе:

1. Рифма.

2. Счет слогов.

3. Счет ударений.

4. Цезура.

Студент должен ответить: «первый, второй, четвертый».

Несколько лет автор этих строк использовал элементы программированного обучения при прохождении курса «Введение в литературоведение» студентами западных отделений филологического факультета Ленинградского университета. Экзамен, например, строился следующим образом. Предполагалось, как было на «традиционном» экзамене, что студент должен получить один вопрос теоретический, второй – по «техническим» разделам (поэтический синтаксис, поэтическая лексика, стиховедение). Теоретический вопрос сохраняется и в нашем экзамене, а вместо второго вопроса студенту предполагается «тащить» по билету из трех стопок, соответствующих трем «техническим» отделам.

Контроль по программированным билетам имеет большие преимущества перед традиционными формами экзамена. Во-первых, создается четкое представление о реальных знаниях студента: он не сможет увернуться от прямого ответа и уйти в дебри предисловий и околичностей (по принципу: «Прежде чем перейти к Испании, поговорим о Португалии»). Во-вторых, возникает четкий набор критериев оценки. Если при обычном ответе студента мы весьма приблизительно оцениваем качество, т.к. при нескольких десятках фраз студента невозможно на память, без непрерывной регистрации установить истинный процент правильных, то программированные билеты дают строгие критерии. Например, все три правильных ответа – «отлично»; два правильных, а третий неточен, – «хорошо»; два правильных – «удовлетворительно»; один правильный – «неудовлетворительно». Эта оценка затем соединяется с оценкой за теоретический вопрос. В-третьих, ответы, контролирующие знания студента чуть ли не за половину всего пройденного материала, занимают несколько секунд, не снижая в то же время качества контроля, а – скорее – повышая его.

Возможны и еще более «схематизированные» формы программированного контроля. Опишем так называемый «планшетный» способ. Берутся две доски (пластик, фанера, дерево, металл) величиной приблизительно с тетрадный лист и толщиной 5-10 мм. В них совмещенно просверливаются цилиндрические дырки, чуть больше диаметра круглого карандаша. Предположим, что дырок сделано 50 штук, 10 × 5. Это дает возможность экзаменовать студента по десяти билетам (вопросам), каждый из которых предполагает до пяти ответов. Билеты (соответствующие приведенным выше) выдаются студенту, а отвечает он не преподавателю, а «планшету»; преподаватель потом контролирует и систематизирует листы ответов.

Экзамен проводится следующим образом. Преподаватель, нумеруя ряды дырок согласно билетам, заранее подготавливает их так: «неправильные» отверстия (например, в вопросе об онегинской строфе это – 1,2,3; пятое отверстие не участвует в экзамене, т.к. билет содержит всего 4 ответа) в нижней доске затыкаются пробочками; между досками кладется чистый непрозрачный лист бумаги; низ нижней доски закрывается крышкой, так что студент не видит ни сверху, ни снизу, какие отверстия в нижней доске закрыты. При ответе студент должен проткнуть сверху карандашом лист бумаги. Если ответ правильный, карандаш проходит сквозь обе доски до самого низа. Если ответ ошибочный, карандаш упрется в пробку, лишь чуть-чуть прорвав бумагу, и тем самым студент сразу же получает сигнал о своем промахе. Это дает возможность студенту испытывать счастье далее: второй, третий раз, пока не придет к правильному решению. Количество проткнутых отверстий при каждом билете плюс учет правильных ответов «с первого раза» дает опытному преподавателю богатый спектр критериев оценок. Студент же при работе с планшетом может спокойнее обдумывать ответы и, главное, еще раз мысленно повторять материал после своих ошибок.

С помощью элементарных электротехнических деталей (батарейка и лампочки от карманного фонаря, провода, контакты) можно сконструировать простую обучающую машину, годную и для самоконтроля и контроля преподавателя; для обучения и для экзамена. Обучение на такой машине производится следующим образом. Материал программируется по разветвленной схеме, основные кадры и дополнительные разъяснения к ошибочным ответам приготавливаются в виде отдельных несброшюрованных листов, пронумерованных внизу. Пачка листов закладывается в специальную деревянную коробку, форматом чуть меньше величины листа, типа почтового ящика с широкой прорезью вверху (внизу), так что большая часть листа оказывается закрытой, наружу высовывается лишь нижнее поле листа с номером. Чтобы читать, учащийся  должен полностью вынуть лист из коробки. Внутри коробки дополнительные листы располагаются между тонкими металлическими пластинками, разъединяя их (а если вынуть лист, пластинки соединяются, замыкают цепь и зажигают лампочку). К коробке присоединяется пульт из некоторого числа лампочек (например, из сорока штук: 20 × 2, т.е. двадцать пар), соединенных с батарейкой и с соответствующими пластинками. Студент, хорошо усваивающий материал и правильно отвечающий на все вопросы, будет вынимать лишь листы основных кадров, поэтому пульт останется до конца темным. Если же он ошибется и вынет дополнительный кадр, то загорится соответствующая лампочка. В нашем примере можно проконтролировать 20 основных кадров, каждый из которых содержит вопрос с тремя альтернативными ответами (из них два ошибочных). Разумеется, при наличии более чем трех альтернативных ответов следует увеличить число лампочек в каждом ряду. Пульт можно перенести от коробки с учебным материалом на стол учителя (или можно дублировать пульт, или  поместить лампочки в отверстиях, так что их свет будет виден и ученику, и учителю). Можно, конечно, контролировать и выемку основных кадров, соединив их еще с одним особым рядом лампочек, по цвету или расположению отличающихся от «ошибочных».




Содержание  Назад  Вперед