Эволюционно-кибернетический подход к проблеме познания



Подходы к теории познания - часть 2


Эти категории не получаются опытным путем, а даны нам a priori. Используя такие категории, как пространство, время, объектность и причинность, субъект может получать новые знания.

В начале ХХ века в эпистемологии появляется ряд течений, которые основываются на прагматизме. Признаки прагматизма можно обнаружить в логическом позитивизме, конвенционализме и "Копенгагенской интерпретации" квантовой механики. Прагматическая эпистемология рассматривает знание как множество теорий или моделей, каждая из которых представляет собой описание поведения некоторого явления (класса явлений) и предназначена для решения конкретных задач. Классы явлений, описываемых различными теориями, могут перекрываться и, соответственно, могут возникать противоречия между теориями. Также может быть предложено несколько различных способов решения для некоторой проблемы. Тогда критерием "качественности" знания будет являться легкость получения с его помощью правильного результата в данном конкретном случае. Прагматичные теории (модели) должны соответствовать следующим критериям, давать корректные (проверяемые) предсказания поведения описываемого феномена, иначе будет невозможно решение задач, с ним связанных, и быть как можно проще. Говорить о существовании абсолютной реальности с точки зрения прагматической концепции познания бессмысленно, мы имеем только более или менее частные модели окружающих нас явлений.

Прагматический подход не дает ответ на вопрос о том, откуда берутся модели явлений. Обычно в теориях его использующих, подразумевается, что новое знание получается комбинацией фрагментов уже имеющегося знания методом "проб и ошибок", дополненным некоторой эвристикой или интуицией.

Одним из направлений, предлагающих решение этой проблемы, является конструктивизм, берущий истоки в Кантовском синтезе эмпирицизма и рационализма. Основные положение радикального конструктивизма можно выразить в двух следующих утверждениях [7]:
1. знание не получается пассивно субъектом из окружающей действительности или посредством коммуникации, а активно конструируется им;



Содержание  Назад  Вперед