Эволюционно-кибернетический подход к проблеме познания



Подходы к теории познания - часть 4


Несомненно, что построение системы знаний происходит и на личностном и на социальном уровне, следовательно, было бы разумно рассматривать оба критерия совместно. В дополнение к ним можно предложить еще ряд параметров, по которым можно оценивать знания, например:
1) объективные - уникальность, инвариантность и управляемость;
2) личностные - субъективная ценность, непротиворечивость, простота и новизна;
3) межличностные - публичность, выразительность, формализованность, общественная ценность и авторитетность [8].

Акцентируя внимание на отношении знания к субъекту и окружающей реальности, конструктивизм в тоже время не дает четкого и полного понимания механизмов построения знания. В качестве одного из путей к философскому пониманию процессов познания может служить метод, предлагаемый эволюционной эпистемологией. Используя концепцию "естественного отбора", предложенную Дарвином, эволюционная эпистемология основывается на том, что субъект (или группа субъектов) конструируют знание для того, чтобы лучше приспособиться к окружающей среде в самом широко смысле слова. Новое знание строится методом "проб и ошибок" - конструируется в слепую, а затем отбирается под воздействием внутренних (например, согласованность с уже имеющимся знанием) и внешних (например, данные наблюдений) факторов. Причем процесс познания в природе на всех уровнях, начиная с биологического, развитие новых органов, и до социального, развитие новых научных теорий, рассматривается единообразно. Мы видим, что "внешний мир" вновь "восстанавливается в правах", знание обретает связь с окружающей действительностью.

Дальнейшим развитием эволюционной эпистемологии является миметика (memetics) [6, 9]. В миметике знание отделяется от субъекта и представляется в виде самостоятельной сущности - мима. Мимами являются, например, научные теории, религиозные течения или мода. Сознание субъекта представляется некоей средой, заполненной конкретными мимами. При коммуникации между субъектами происходит размножение (репликация) мимов, а ошибки передачи и интерпретации могут рассматриваться аналогично биологическим мутациям.Естественно, что в обществе будут доминировать те мимы (идеи), которые обладают самой высокой скоростью репликации и стойкостью к "мутациям" (искажению смысла). На самом деле мимы можно рассматривать гораздо шире, чем только как представления идей в человеческом обществе. Так, можно интерпретировать трансляцию одного из возможных вариантов структуры решетки при кристаллизации вещества как распространение мима определенного типа кристаллической решетки. Миметика позволяет исследовать свойства знаний, абстрагируясь от субъекта, и, таким образом, дает возможность получать общие закономерности, связанные с его свойствами. Давайте обратимся теперь к изложению основных положений эволюционной эпистемологии.




Содержание  Назад  Вперед